Сложно представить себе компанию, в результате деятельности которой не образуется никаких отходов. И если об организации процесса вывоза мусора, как ни крути, придется позаботиться, то, судя по недавнему решению Президиума Высшего Арбитражного Суда, про уплату «грязных» платежей» в некоторых случаях все же можно забыть.

Перефразировав известную песенку, можно сказать, что фирмы бывают разные, соответственно и отходы у них различаются. Однако не играет роли, сбрасывает ли компания в окружающую среду вредные и опасные вещества, или весь ее мусор составляют несколько вполне безобидных бумажек, – за «избавление» от отходов своей деятельности ей придется заплатить.

Как правило все затраты организации, связанные с ликвидацией собственного мусора, состоят из двух частей. Во-первых, это расходы непосредственно на вывоз и утилизацию отходов. Причем здесь необходимо отметить, что некоторые компании занимаются этим самостоятельно, большинство же других заключают соответствующий договор со специализированной организацией. Во-вторых, за «каждую соринку», выброшенную фирмой, придется заплатить взносы за негативное воздействие на окружающую среду. Безусловно, все компании желают сократить свои «мусорные» расходы таким образом, чтобы они, с одной стороны, были минимальны, а с другой – не «испортили отношения» с контролирующими органами.

Эти «вредные-вредные» взносы

Размещение отходов, образовавшихся в результате деятельности предприятия, является платным видом негативного воздействия на окружающую среду. Об этом сказано в пункте 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением правительства от 28 августа 1992 года № 632.

Вносить в бюджет плату за их размещение должен собственник этих отходов. Таковым в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (далее – Закон № 89-ФЗ) признается лицо, в результате деятельности которого этот мусор образовался. Причем рассчитать размер взноса за «вредное» воздействие на окружающую среду он должен самостоятельно, руководствуясь положениями Порядка заполнения раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления», утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 года № 204 (далее – Порядок).

Для этого компаниям придется вести учет образовавшегося, использованного, обезвреженного, переданного другим лицам или полученного от других лиц, а также размещенного мусора (п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ). На основании указанных данных фирмы проводят расчет фактической массы отходов, размещенных в отчетный период. Он определяется по следующей формуле (п. 17 Порядка):

ФМРР = МОО + МПОЛУЧ – МИО – МПО – МПРО,

где:

ФМРР – фактическая масса размещенных отходов;
МОО – масса образованных отходов;
МПОЛУЧ – масса отходов, полученных от иных лиц с переходом права собственности;
МИО – масса отходов использованных, утилизированных, обезвреженных;
МПО – масса отходов, переданных иным лицам с переходом права собственности;
МПРО – масса отходов, переданных для конечного размещения сторонним организациям.

Полученную величину в соответствии с установленными для конкретного предприятия лимитами следует разделить на отходы, размещенные в пределах лимитов и сверх их. Указанные лимиты рассчитываются каждой компанией самостоятельно и утверждаются в органах Ростехнадзора. Там должны рассмотреть в течение 30 рабочих дней полученные от заявителя документы и принять решение об утверждении этих предельных величин либо об отказе в таковом. При втором варианте развития событий представители Ростехнадзора обязаны мотивированно обосновать свое решение.

Следует отметить, что необходимость утверждать такие лимиты для всех предприятий действует лишь до 1 июля 2009 года. С указанной даты такая обязанность перестанет распространяться на предприятия малого и среднего бизнеса (подп. «в» п. 16 ст. 33 Закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ). Они лишь будут представлять в уполномоченные органы отчетность о фактически образованных, использованных, обезвреженных и размещенных отходах в уведомительном порядке.

Вернемся к определению размера платы за негативное воздействие на окружающую среду. Она будет состоять из двух слагаемых: платы за размещение отходов в пределах лимита и платы за сверхлимитный выброс мусора. Отметим, что если объем размещенных организацией отходов не превышает установленного предела, то второе слагаемое для нее равно нулю, иными словами, величина ее «вредных» платежей будет равна плате за размещение расходов в пределах лимита.

Рассчитываются эти слагаемые по следующим формулам (п. 4 и 5 Порядка):

ППЛ = СПЛ х ОРПЛ,
где:
ППЛ – плата за размещение отходов в пределах лимита;
СПЛ – ставка платы за размещение отходов в пределах лимита;
ОРПЛ – объем размещенных отходов (в пределах лимита).
ПСЛ = СПЛ х (ФМРР – МПЛ) х 5,

где:
ПСЛ – плата за размещение отходов сверх установленного лимита;
СПЛ – ставка платы за размещение отходов в пределах лимита;
ФМРР – фактическая масса размещенных отходов;
МПЛ – масса отходов в пределах установленных лимитов.

Когда уплаты взносов можно избежать?

Однако не всегда организации, успевшие «обзавестись» в результате своей деятельности мусором, будут плательщиками «вредных» взносов. Таких расходов вполне можно избежать, причем, как это сделать законным путем, компаниям подсказали сами представители Ростехнадзора. Итак, подобные платежи в бюджет можно не перечислять в следующих случаях:

если в договоре на вывоз мусора предусмотрен переход права собственности на отходы от их собственника к организации – перевозчику или приемщику отходов (письмо Ростехнадзора от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455);
когда в отношении этих отходов заключен договор комиссии на их размещение, и оно осуществляется от лица комиссионера, который и является плательщиком за весь объем размещаемого мусора (письмо Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145);
если арендатор с согласия арендодателя сбрасывает отходы в мусорный контейнер арендодателя, и они в силу закона становятся собственностью последнего. Кроме того, можно предусмотреть в договоре аренды переход права собственности на мусор от арендатора к арендодателю (письмо Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169). Вполне естественно, что последний согласится на подобный ход лишь при условии компенсации ему арендатором расходов на вывоз отходов и уплату «вредных» взносов.

Кроме того, представители Президиума ВАС считают, что перечислять в бюджет такие платежи не нужно и в том случае, если компания выбрасывает на помойку лишь обрезки бумаги, использованные картриджи и иные канцелярские отходы, возникающие в ходе эксплуатации оргтехники и оформления документации. При условии, конечно, что подобный выброс мусора не носит специализированный характер, а лишь является «побочным эффектом» от осуществления организацией ее основной деятельности (постановление Президиума ВАС от 17 марта 2009 г. № 14561/08).

Во всех остальных случаях платить за свой мусор фирме придется самостоятельно.

Налоговый учет «мусорных» затрат

Как уже говорилось выше, затраты на вывоз мусора состоят чаще всего из двух составляющих: это расходы на вывоз (самостоятельный или с привлечением сторонних организаций) и на утилизацию мусора, а также плата за негативное воздействие на окружающую среду (при условии, что она взимается непосредственно с «производителя» отходов). Соответственно, обе статьи расходов следует отразить в налоговом учете.

Плата за размещение отходов компании в пределах установленных лимитов будет уменьшать налогооблагаемую прибыль в составе материальных расходов (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК). Уменьшить же базу по данному налогу на сумму платы за сверхлимитное размещение мусора фирмам не удастся. Об этом свидетельствуют положения пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса.

Что же касается средств, потраченных на оплату услуг сторонней организации по вывозу мусора, то они могут быть учтены при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК). Однако при этом не следует забывать о положениях пункта 1 статьи 252 Кодекса, которые требуют соответствующего экономического обоснования и документального подтверждения данных затрат.