Принимая решение по делу и  отказывая  в  удовлетворении   заявления прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в силу п. 2   ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерациинаделены полномочиям и по  установлению  лимитов  на  размещение   отходов производства  и   потребления  наряду   с   Федеральной  службой   по экологическому,  технологическому   и   атомному   надзору.    Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения  их  негативного  воздействия  на окружающую среду и обеспечения её охраны, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в соответствии с п. 3 ст. 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ  «Об  охране   окружающей среды» государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих такому контролю, за исключением   объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю,  в  связи  с  чем,  как указал суд первой  инстанции, органы  исполнительной  власти   субъектов Российской Федерации вправе устанавливать в  отношении  данных  объектов хозяйственной деятельности и лимиты на размещение отходов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного  Суда   Российской Федерации отменила решение областного суда об  отказе  в   удовлетворении заявления прокурора и приняла по делу новое решение, указав следующее.

В соответствии  с  п. 2  ст. 18  Федерального  закона  «Об   отходах производства и потребления» лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных  воздействий  на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Разграничение компетенции между Российской Федерацией и  субъектами Российской Федерации в сфере обращения с отходами закреплено ст. 5  и   6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со статьёй  пятой  названного  Федерального   закона, определяющей  полномочия  Российской Федерации  в  сфере     обращения с отходами, установление государственных стандартов, правил, нормативов   и требований безопасного  обращения  с  отходами  отнесено  к   полномочиям Российской Федерации в указанной сфере.

Субъекты  Российской  Федерации   полномочиями   по     установлению нормативов в сфере обращения с отходами Федеральным законом от  24   июня 1998 г. N 89-ФЗ не наделены, такие полномочия в ст. 6 Закона отсутствуют.

Аналогичные положения закреплены и в ст. 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей  среды»,  согласно   которой установление требований в области охраны окружающей среды, разработка   и утверждение нормативов, государственных стандартов  и  иных   нормативных документов в области охраны окружающей среды также отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в  сфере   отношений, связанных с охраной окружающей среды.

К полномочиям же органов государственной власти субъектов Российской Федерации по нормированию в области охраны окружающей среды в силу ст. 6 этого же Закона отнесено лишь установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.

Между тем ст. 21 Федерального закона «Об охране  окружающей   среды» лимиты на размещение отходов к нормативам качества окружающей  среды   не относит.

Напротив,  в  соответствии  со  ст. 22  данного  Закона нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение отнесены к  нормативам  допустимого  воздействия  на  окружающую  среду, определение которых не  входит  в  компетенцию  органов   государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, ни Федеральный закон «Об охране  окружающей   среды», регулирующий отношения в сфере охраны  окружающей  среды  в  целом, ни специальный Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» не содержат положения, которые относили  бы  решение  вопроса   установления лимитов на размещение  отходов  к  компетенции  органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии  же  с  утверждёнными  постановлением   Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 461  Правилами  разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов  на  их  размещение Федеральная  служба  по  экологическому,  технологическому  и    атомному надзору, территориальные  органы  которой  утверждают  представленные юридическими  лицами  и   индивидуальными  предпринимателями   проекты нормативов образования отходов и  лимитов  на  их  размещение,   является единственным  государственным  органом,  уполномоченным  решать   вопросы установления лимитов на размещение отходов (п. 4 Правил).

Возможность утверждения таких лимитов  какими-либо  иными   органами государственной власти, кроме указанной Федеральной службы, нормативными правовыми актами федерального уровня не предусмотрена.

Доводы суда о том,  что  органы  государственной  власти   субъектов Российской Федерации вправе устанавливать лимиты размещения отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении   объектов, экологический контроль за которыми  они  осуществляют,  не  основаны на законе.

Статьи 20, 64 Федерального  закона  «Об  охране  окружающей   среды» предполагают осуществление экологического  контроля  за    применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды,  установленных компетентным органом в соответствии с требованиями закона.