Рассмотрен вопрос об осуществлении хозяйствующими субъектами мониторинга атмосферного воздуха

<Письмо> Росприроднадзора от 06.07.2022 N РН-09-03-31/22285 «Об осуществлении мониторинга атмосферного воздуха»

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 6 июля 2022 г. N РН-09-03-31/22285

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МОНИТОРИНГА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи с поступающими запросами организаций и территориальных органов Росприроднадзора о представлении разъяснений по вопросу осуществления хозяйствующими субъектами мониторинга атмосферного воздуха в рамках п. 3 ст. 23 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в частности способов определения точек замеров, их периодичности и списка контролируемых веществ) поясняет следующее.

Согласно п. 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля (далее — ПЭК), утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 (далее — Приказ N 74), в составе программы ПЭК для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), включенных в перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха (далее — Перечень) в соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», предусматривается план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений.

При этом, следует отметить, что законодательством в области охраны атмосферного воздуха не предусмотрено установление критериев определения объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.

В рамках осуществления ПЭК для формирования программы (плана — графика) наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, могут использоваться подходы, аналогичные подходам к формированию программ государственной наблюдательной сети и территориальных систем наблюдений, содержащимся в требованиях к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее — Требования), утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 524 (далее — Приказ N 524).

Пунктом 122 Требований установлено, что при формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов НВОС, владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее — локальные системы наблюдений).

Пункт 154 Требований содержит указания по выбору мест размещения локальных пунктов наблюдения.

В соответствии с пунктом 164 Требований перечень измеряемых загрязняющих веществ для программы на пунктах наблюдений устанавливается и уточняется на основе сведений о составе и характере выбросов в соответствии с данными инвентаризации источников выбросов, результатами расчетов рассеивания загрязняющих веществ от отдельных предприятий и в целом по городу (сводные расчеты), а также результатами предварительных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха населенного пункта.

Обращаем внимание, что ст. 9 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» установлено, что юридические лица независимо от организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели осуществляют деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного отмечаем, что согласно действующему законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей среды алгоритм осуществления мониторинга атмосферного воздуха в рамках проведения ПЭК определяется самим хозяйствующим субъектом в зависимости от состава и характера выбросов, а также расположения объекта НВОС.

Заместитель Руководителя

Р.Х.НИЗАМОВ