Разделы

Вопросы и ответы об экологических платежах

  • На основании чего взимается плата?

    Согласно ст. 16 Закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством. Негативное воздействие на окружающую среду является платным.

  • Кто должен платить?

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», плательщиками за загрязнение окружающей среды являются все предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду:
    • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
    • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты; и на водосборные площади;
    • размещение отходов;
    • загрязнение недр, почв;
    • размещение отходов производства и потребления;
    • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
    • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

  • Что является облагаемой базой при исчислении платы за загрязнение окружающей природной среды?

    Облагаемой базой при исчислении платы является фактическая масса годового выброса, сброса загрязняющих веществ и объем размещаемых отходов производства и потребления, определяемые природопользователем по журналам первичного учета (ПОД), в которых учитываются результаты работы источников загрязнения атмосферы и водных объектов за год, а также подтверждаются ежегодной статистической отчетностью по формам 2-ТП (водхоз), 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы).

    Исходными данными для определения фактической массы могут служить:
    • данные производственного экоаналитического контроля, осуществляемого самим природопользователем (силами собственной лаборатории или по договору со специализированным предприятием);
    • данные государственного экологического контроля;
    • данные о расходе топлива, сырья и материалов, номенклатуре и изготовленном количестве продукции за отчетный период;
    • данные о временном режиме работы оборудования;
    • расчетные удельные нормы образования отходов на единицу продукции и т.п.


  • Какие документы необходимы для проведения расчета платы за негативное воздействие на ОПС?

    Основанием для расчета является заявление природопользователя, справка о производственной деятельности предприятия, заполненная по всем показателям, а также перечень документов, утвержденный Инструктивным письмом по расчету платы за загрязнение окружающей среды в 2003 г. от 29.12.2003г. (см. файл – справка о производственной деятельности, бланк документов).

  • Что необходимо предпринять для снижения платы за негативное воздействие на ОПС?

    На основании Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных веществ в атмосферный воздух», от 19.12.1996 г. № 1504 «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты» и от 16.06.2000 г. № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», природопользователи обязаны разрабатывать нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов (ПДВ, ПДС), образования и лимитов на размещение отходов; согласовывать соответствующую проектную документацию в Ростехнадзоре.
    Согласно ст. 23 Закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы, допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды – Северо-Кавказское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору.

  • Какими документами руководствуются при проведения расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду?

    Исчисление и взимание платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основании положений Федерального закона от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлений Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействиях» и от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

  • Какими нормативными документами регулируется применение повышающих (сверхлимитных) коэффициентов?

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия»:
    Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
    В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
    В случае отсутствия у природопользователя соответствующих разрешений вся величина негативного воздействия считается сверхлимитной, а при расчете платы к базовому нормативу применяются повышающие коэффициенты: для выбросов и сбросов загрязняющих веществ — 25, при размещении отходов — 5.

  • Порядок перечисления платы?

    Плательщиком определяется плановый годовой размер платы (с разбивкой по кварталам), который утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Службы до 01 февраля планируемого к отчету года.
    По согласованию с территориальным подразделением Службы допускается производить расчет корректировки платы 1 раз в год.
    За несвоевременное внесение платы взимается пеня в размере, определенном действующим законодательством.
    Внесение платы не освобождает плательщиков от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, в соответствии с действующим законодательством.

  • Куда платить?

    Плата за загрязнение окружающей среды перечисляется плательщиком в полном объеме в отделение Федерального Казначейства по месту расположения источника негативного воздействия.

  • Что необходимо предпринять в части обращения с отходами?

    На основании ст. 51 ФЗ от 10.01. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

    Запрещаются:
    • сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
    • размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.


  • Ответственность природопользователей за нарушение природоохранного законодательства?

    На основании ст. 75 ФЗ от 10.01. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
    На основании ст. 76, споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

  • Какие санкции применяются при нарушении требований при обращении с отходами?

    На основании Кодекса РФ об административных правонарушениях (ст. 8.2). несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3-х до 5 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
    На основании ст. 4 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
    На основании ст. 7 Федерального Закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в полномочия местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

  • Освобождаются ли предприятия от платы за негативное воздействие на ОПС?

    Плательщики единого налога на вмененный доход осуществляют плату за загрязнение окружающей среды, так как она не включена в налог независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также граждане (в том числе иностранные) и лица без гражданства, которые при осуществлении хозяйственной, управленческой или иной деятельности оказывают или могут оказывать негативное вредного воздействия на окружающую природную среду.
    Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду (плановых и фактических) природопользователи осуществляют самостоятельно в соответствии с действующими методиками, разрешительными документами, другими нормативными актами. При затруднении в расчетах природопользователи могут воспользоваться услугами специализированных фирм.