Разделы

 

Паспортизация отходов — одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как паспорт опасного отхода, возникает немало вопросов, требующих специальных разъяснений.

Федеральным законом от 24.11.1994 № 49-ФЗ Россия ратифицировала Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. В развитие этой конвенции принята резолюция Организации экономического сотрудничества и развития «О трансграничном перемещении опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации». Эти документы предусматривают существование национального нормативного и правового обеспечения регулирования ряда важнейших вопросов, касающихся обращения с отходами, в частности вопросов определения степени опасности и паспортизации отходов.

Ниже перечислены нормативные акты, регламентирующие паспортизацию отходов, и даны пояснения к ним.

Требование составления паспорта опасного отхода содержится в ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Паспорт опасного отхода составляется на основании данных о составе и свойствах отходов, а также оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство России.

Во исполнение постановления Правительства РФ № 818 от 26.10.2000 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» МПР России издало приказ № 479 от 06.06.2001 «О реализации постановления Правительства РФ от 26.10.2000 №818».

В межгосударственном стандарте ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» сказано следующее:
паспорт опасности отходов — информационно-нормативный машинноориентированный документ, содержащий сведения о составе отходов, виде или видах (в том числе классе) их опасности, возможные технологии безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами;
паспортизация отхода — последовательность действий по идентификации, в том числе физико-химическому и технологическому описанию свойств отхода на этапах технологического цикла его обращения, проводимая на основе паспорта отходов в целях ресурсосберегающего и безопасного регулирования работ в этой сфере.

Содержание и порядок заполнения паспорта опасности отходов установлены ГОСТ 30774-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов.

Основные требования» (этот межгосударственный стандарт не распространяется на радиоактивные отходы). Ответственность за полноту и достоверность данных, представленных в паспорте, а также за мероприятия по безопасному хранению и применению опасных отходов несет руководитель предприятия, на территории которого находятся отходы.

В соответствии с ГОСТ 30774-2001 паспорт опасности отходов должен включать следующие обязательные разделы:

  • наименование отходов;
  • наименование и реквизиты предприятия — производителя отходов;
  • количество паспортизуемых отходов;
  • перечень опасных свойств отходов;
  • происхождение отходов;
  • состав отходов и токсичность их компонентов;
  • рекомендуемый способ переработки отходов;
  • пожаро- и взрывоопасность отходов;
  • коррозионная активность отходов;
  • реакционная способность отходов;
  • необходимые меры предосторожности при обращении с отходами;
  • ограничения по транспортированию отходов;
  • дополнительная информация.

Паспорт подписывает руководитель предприятия. По мере поступления дополнительной или новой информации, повышающей полноту и достоверность данных, включенных в обязательные разделы, документ подлежит обновлению и перерегистрации. При любой обработке полученной партии отходов, включая смешение ее с другими материалами, грузополучатель обязан в случае транспортирования за пределы своего предприятия оформить и зарегистрировать новый паспорт на данную партию (часть партии) отходов.

Приказом МПР России от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» утверждена форма документа и инструкция по ее заполнению.
Паспорт опасного отхода составляется на отходы 1-4-го классов опасности для окружающей природной среды (ОПС), обладающие опасными свойствами (токсичность, пожаро- и взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней). Форма паспорта заполняется отдельно на каждый вид отходов.

Код и наименование отхода указываются по федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом МПР России от 30.07.2003 № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»».


 

Опасные свойства отхода устанавливаются согласно Базельской конвенции и (или) требованиям соответствующих ГОСТов:

токсичность — это способность вызвать серьезные, затяжные пли хронические заболевания людей, включая раковые заболевания, при попадании внутрь организма через органы дыхания, пищеварения или через кожу:

пожароопасность определяется по соответствующим ГОСТам, устанавливающим требования по пожарной безопасности, и (или) наличием хотя бы одного из следующих свойств: способности жидких отходов выделять огнеопасные пары при температуре не выше 60° С в закрытом сосуде или не выше 65,5°С в открытом сосуде способности твердых отходов, кроме классифицированных как взрывоопасные, легко загораться либо вызывать (усиливать) пожар при трении способности отходов самопроизвольно нагреваться при нормальных условиях или нагреваться при соприкосновении с воздухом, а затем самовозгораться способности отходов самовозгораться при взаимодействии с водой или выделять легковоспламеняющиеся газы в опасных количествах;

взрывоопасность определяется как способность твердых или жидких отходов (либо смеси отходов) к химической реакции с выделением газов таких температуры и давления и с такой скоростью, что вызывает повреждение окружающих предметов, либо по соответствующим ГОСТам, устанавливающим требования о взрывоопасности;

высокая реакционная способность — это содержание органических веществ (органических пероксидов), которые имеют двухвалентную структуру -О-О- и могут рассматриваться в качестве производных перекиси водорода, в которой один или оба атома водорода замещены органическими радикалами;

содержание возбудителей инфекционных болезней — это наличие живых микроорганизмов или их токсинов, способных вызвать заболевания у людей или животных.


 

Далее приведены практические рекомендации и пояснения к заполнению паспорта опасного отхода.

1. Согласование паспорта опасного отхода.

В соответствии с приказом МПР России от 02.12.2002 № 785 паспорт опасного отхода должен быть согласован с территориальным органом министерства по соответствующему субъекту Российской Федерации. Согласно ГОСТ 30774-2001 достоверность заполнения паспорта юридически оформляет при его регистрации орган, определяемый федеральным законодательством, либо орган региональной или местной власти, на территории которого расположены или на территорию которого ввозили соответствующие отходы. В настоящее время работу по паспортизации опасных отходов проводит Ростехнадзор (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401). Поэтому паспорт опасного отхода должен согласовываться с территориальными органами Ростехнадзора.

2. Отходы, подлежащие паспортизации.

Согласно вышеупомянутому приказу МПР России паспорт опасного отхода составляется на отходы 1 -4-го классов опасности. Во введении к ГОСТ 30774-2001 сказано, что «опасные отходы могут быть отнесены к опасным только после определения вида и степени их опасности, т.е. тогда, когда они паспортизованы. Таким образом, паспортизация опасных отходов подразумевает паспортизацию всех отходов».

Остается непонятным, для каких отходов нужен паспорт: всех без исключений или только обладающих опасными свойствами. Также не разрешен вопрос о количестве классов опасности. В Критериях отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (утв. приказом МПР России от 15.06.2001 № 511) класс опасности устанавливается по степени возможного вредного воздействия на ОПС при непосредственном или опосредованном воздействии. В этом документе все отходы подразделяются на 5 классов.

Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03 (утв. постановлением Гл. сан. врача РФ от 16.06.2003 г. № 144) устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека. В этом нормативном акте отходы по степени воздействия на ОПС разделяются на 4 класса. Таким образом, деление на классы опасности в упомянутых документах осуществляется по разным критериям — экологическим в Критериях и токсикологическим в СП 2.1.7.1386-03. Причем ни в одном нормативном документе не определено соотношение между экологическими и токсикологическими нормами.

Наиболее целесообразной представляется позиция МПР России: все отходы подразделяются на 5 классов опасности, а паспорт составляется на отходы 1-4-го классов, указанные в ФККО и обладающие опасными свойствами.

Если исходить из требовании МПР России, то паспорт опасного отхода необходим только для отходов, указанных в ФККО, последняя тринадцатая цифра кода которых имеет значения от 1 до 4, а одиннадцатая и двенадцатая — от 1 до 22.

3. Свойства отходов.

Тринадцатизначный код в ФККО определяет вид отходов, характеризует их общие классификационные признаки и несет в себе следующую информацию:

  • первые восемь цифр кода указывают происхождение отхода
  • девятая и десятая цифры — агрегатное и физическое состояние
  • одиннадцатая и двенадцатая — опасные свойства
  • тринадцатая — класс опасности для ОПС.

В соответствии с приказом МПР РФ № 786 одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций:

  1. 0 — данные не установлены;
  2. 1 — токсичность (т);
  3. 2 — взрывоопасность (в);
  4. 3 — пожароопасность (п);
  5. 4 — высокая реакционная способность (р);
  6. 5 — содержание возбудителей инфекционных болезней (и);
  7. 6 — токсичность и взрывоопасность (т+в);
  8. 7 — токсичность и пожароопасность (т+п);
  9. 8 — токсичность и высокая реакционная способность (т+р);
  10. 9 — взрывоопасность и пожароопасность (в+п);
  11. 10 — взрывоопасность и высокая реакционная способность (в+р);
  12. 11 — взрывоопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней (в+и);
  13. 12 — пожароопасность и высокая реакционная способность (п+р);
  14. 13 — пожароопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней (п+и);
  15. 14 — высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекционных болезней (р+и);
  16. 15 — токсичность, взрывоопасность и пожароопасность (т+в+п);
  17. 16 — токсичность, взрывоопасность и высокая реакционная способность (т+в+р);
  18. 17 — токсичность, пожароопасность и высокая реакционная способность (т+п+р);
  19. 18 — взрывоопасность, пожароопасность и высокая реакционная способность (в+п+р);
  20. 19 — взрывоопасность, пожароопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней (в+п+и);
  21. 20 — пожароопасность, высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекционных болезней (п+р+и);
  22. 21 — токсичность, взрывоопасность, пожароопасность и высокая реакционная способность (т+в+п+р);
  23. 22 — взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекционных болезней (в+п+р+и);
  24. 99 — опасные свойства отсутствуют.

Девятая и десятая цифры в ФККО используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода: 0 — данные не установлены;

  1. 1 — твердый;
  2. 2 — жидкий;
  3. 3 — пастообразный;
  4. 4 — шлам;
  5. 5 — гель, коллоид;
  6. 6 — эмульсия;
  7. 7 — суспензия;
  8. 8 — сыпучий;
  9. 9 — гранулят;
  10. 10 — порошкообразный;
  11. 11 — пылеобразный;
  12. 12 — волокно;
  13. 13 — готовое изделие, потерявшее потребительские свойства;
  14. 99 — иное.

Причем информация об агрегатном состоянии отхода, содержащаяся в паспорте опасного отхода, должна полностью совпадать с аналогичной информацией, указанной в ФККО (девятая и десятая цифры в коде отхода).

 

4. Состав отхода.

В соответствии с приказом МПР России № 785 «компонентный состав отхода указывается на основании протокола результатов анализов, выполненных лабораторией, аккредитованной на проведение количественных химических анализов. Для отходов, представленных товарами (продукцией), утратившими свои потребительские свойства, указываются сведения о компонентном составе исходного товара (продукции) согласно техническим условиям и др.».
В упомянутом выше ГОСТ 30774-2001 содержится следующее требование: «информация, необходимая для составления паспорта, должна быть получена из компетентных источников или в результате испытаний (тестов), проводимых в соответствии с требованиями действующей нормативной документации (НД). Состав отходов определяют методами физического, физико-химического, химического анализа или на основании состава первичного сырья, из которого образовались отходы, и технологических режимов, которым подвергалось это сырье».
Практика показывает, что отходы бывают специфическими, характерными для данного конкретного предприятия (например, химические отходы), а также общими для многих организаций (например, отработанные ртутные лампы или свинцовые аккумуляторы). Было бы целесообразным выделить такие неизменяемые отходы в особую группу и составить для них единую форму паспорта опасного отхода. Это приведет к значительному упрощению системы паспортизации как для предприятий, которые сегодня вынуждены либо проводить дорогостоящие анализы, либо искать информацию о компонентном составе отхода, так и для согласую­щих паспорт инспекций.

К таким характерным видам отходов, состав которых изменяется мало, можно отнести следующие:

  • ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак;
  • аккумуляторы свинцовые отработанные;
  • кислота аккумуляторная серная отработанная;
  • обтирочный материал, загрязненный маслами;
  • опилки древесные, загрязненные минеральными маслами;
  • стружка древесная, загрязненная минеральными маслами;
  • опилки древесные, загрязненные бензином;
  • стружка древесная, загрязненная бензином.

В таблице представлена основная информация, необходимая для заполнения паспорта таких отходов.

В качестве примера приведен паспорт опасного отхода для ртутных ламп Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН (г. Москва).

5. Срок действия паспорта опасного отхода.

В соответствии с ГОСТ 30774-2001 паспорт опасности отходов считают утратившим силу по истечении одного календарного года с момента регистрации при неизменности технологического регламента процесса, при котором образовались данные отходы. В приказе МПР России № 785 ни слова не сказано о сроках действия этого документа.

Для неизменных отходов (например, отработанных ртутных ламп, свинцовых аккумуляторов и т.д.) было бы логично привести срок действия паспорта опасности отхода в соответствие с действием проекта нормативов образования отходов предприятия и лимитов на их размещение, т.е. согласовывать паспорт вместе с проектом один раз на 5 лет.

Кроме проблем с определением количества классов отходов и категории отходов, подлежащих паспортизации, есть и другие нерешенные вопросы при составлении паспорта опасности отхода, например:

  • какой документ является более приоритетным для исполнения — приказ МПР России или требования ГОСТ;
  • как поступать с отходами, не вошедшими в ФККО;
  • каков срок действия паспорта опасного отхода;
  • если проведено обоснование отнесения отхода к конкретному классу опасности, нужен ли еще паспорт опасного от хода, например для отходов 4-го класса опасности, вывозимых на полигоны;
  • если в ФККО отсутствуют данные об опасных свойствах (одиннадцатая и двенадцатая цифры кода обозначены нулями, что означает « данные не установлены»), обоснованно ли требование от каждого предприятия проведения таких широкомасштабных исследований, как выявление опасных свойств отходов? Ни в одном из указанных нормативных документов нет информации о методиках проведения таких исследований.

Для отходов 1-3-го классов опасности, направляемых на вторичную переработку или обезвреживание, от производителя в обязательном порядке требуется проведение химического анализа. Это требование вполне разумно: не всякое сырье можно переработать на конкретном предприятии по заданной технологии на имеющемся оборудовании. Но, как правило, организации, перерабатывающие отходы, проводят химический анализ состава сырья сами. В этом случае составление паспорта предприятием носит формальный характер.

В заключение необходимо отметить, что требование обязательной паспортизации всех отходов не является обоснованным, оно создает значительные трудности для предприятий, не решая при этом проблем с отходами. В целях упрощения системы паспортизации целесообразно создать единую форму паспорта опасного отхода для некоторых мало изменяемых по составу отходов, имеющихся практически на каждом предприятии.

Согласно постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 Ростехнадзор самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в частности связанные с паспортизацией отходов. Формирование в этой организации единой точки зрения по вопросам системы паспортизации отходов и количества классов опасности отходов значительно облегчит работу предприятий — собственников отходов, а в конечном итоге упростит проведение контрольно-надзорной деятельности в данном направлении и самой Федеральной службе.